02/05/2024 Время прочтения — 10 минут Автор — Иван Акулов
В России люди любят отдыхать на воде: купания, рыбалка, охота, экскурсии, прогулки, а также экстремальные сплавы и скоростные спуски. Среди этого многообразия каждый может выбрать себе занятие по душе. Для активного отдыха используются различные плавсредства, среди которых особняком выделяются каноэ, байдарка и каяк. Это легкие маломерные суда, которые просты в управлении и характеризуются высокой маневренностью. На них можно добраться даже до самых труднодоступных мест, куда не пройдет обычная лодка и тем более моторная.
Встает вполне закономерный вопрос — что собой представляет каждое из этих судов, и каковы ключевые отличия каноэ, каяка или байдарки. Это необходимые знания, чтобы можно было сделать правильный выбор в пользу того или иного варианта. Все эти три лодки похожи. Для всех них характерен острый нос, зауженная корма и управление при помощи весел. Но есть и различия.
Что такое каноэ, плюсы и минусы
Каноэ — это маломерное гребное судно, которое было изобретено североамериканскими индейцами. Изначально эта лодка выдалбливалась из дерева или выполнялась в виде каркаса, обтянутого березовой корой. Судно должно было быть легким, чтобы его можно было переносить на значительные расстояния.
Характерными чертами каноэ, отличающими его от байдарок и каяков, является:
расположение гребца: стоя на одном колене или сидя на сидении банке;
способ гребли и управления — однолопастным веслом;
каноэ является полностью открытым, внутрь лодки может попадать вода.
Таким образом каноэ и каяк отличаются довольно сильно. Первое больше подходит для теплых стран или может использоваться только в теплое время, на которые оно и было ориентировано.
К достоинствам каноэ можно отнести:
большую грузоподъемность;
большую вместительность — при желании на каноэ можно перевозить 10 человек, что намного больше, чем в каяке;
умеренный вес;
хорошая стабильность, в сравнении с байдарками и каяками;
простоту управления на спокойной воде в безветренную погоду.
У этого судна есть и недостатки:
большая парусность из-за чего управлять каноэ на большой воде и при ветре трудновато;
неразборность конструкции, из-за чего для транспортировки нужно использовать прицеп или другие приспособления;
в лодку может попадать вода — судно полностью открытое.
Нередко каноэ имеет чуть большую ширину в сравнении с каяком и байдаркой. В настоящее время лодки производят из фанеры, пластика, карбона и даже ценных пород дерева. Есть модели для туристического использования и спортивные.
Что такое каяк, его плюсы и минусы
Каяком называется небольшая закрытая гребная лодка, управляемая двухлопастным веслом. Это изобретение народов Арктики, а точнее эскимосов, поэтому оно лучше приспособлено к климатическим условиям России. В отличие от каноэ каяки защищены от холода и воды. Как правило, каяки рассчитаны на одного или двух гребцов.
Изначально это была промысловая лодка, предназначенная для морской охоты при помощи гарпуна. Традиционно каяки представляли собой каркасные лодки, обтянутые кожей моржа, нерпы, сивуча или тюленя. Каркас изготавливался из дерева, костей или китового уса. В центре каяков выполнялся специальный люк — отверстие, в которое садился охотник. Таким образом внутри царил теплый микроклимат, и не попадала вода, поскольку все детали сшивались водонепроницаемым швом.
Ключевые отличия каяка от каноэ:
двулопастное весло;
закрытый тип судна.
В настоящее время каяки изготавливают из пластика, карбона, стекловолокна и других современных материалов. Это цельнолитые неразборные судна и это их главное отличие. В корпусе предусмотрен люк, в который заправляется юбка, дающая дополнительную защиту от воды. Все это делает каяки похожими на байдарку. Поэтому даже в профессиональной среде одно и то же судно называют байдаркой каяком. И особой разницы не видят. Надо отметить, что в английском языке слова «байдарка» нет. Там все закрытые узкие лодки называют каяками. В России ситуация немного иная. Так чем же все же отличается каяк от байдарки?
Каяком принято считать цельнолитое неразборное судно, рассчитанное на одного или двух гребцов и предназначенное для спортивных, экстремальных и туристических увлечений. Судна этого типа используют для сплавов по бурным рекам, так называемого гребного слалома и гонок. Есть и морские каяки, которые отличаются особой конструкцией и формой.
У каяков возможно два типа реализации. Разница заключается в посадке:
Sit-In — гребец сидит непосредственно в кокпите;
Sit-On-Top — посадка на сиденье сверху лодки.
Это отличает этот тип лодки от каноэ. В байдарках посадка гребцов в большинстве случаев реализована по принципу Sit-In.
Преимущества каяков:
наличие деки;
использование юбки, предотвращающей попадание воды внутрь каяков;
наличие упоров для ног и спины, что обеспечивает комфорт;
каяком очень просто управлять.
Недостатки каяков:
ограниченный объем багажного отсека;
небольшая вместимость и грузоподъемность;
неразборность, из-за чего транспортировка на общественном транспорте и простой машине затруднительна.
Что такое байдарка, ее плюсы и минусы
Байдарки — это длинные и узкие лодки, управляемые двухлопастным веслом. Такими маломерными судами испокон веков пользовались алеуты, чукчи и коряки — народы тихоокеанского севера. Лодка так же изначально предназначалась для охоты. Само название судну дали первопроходцы русского севера, выходцы из европейских регионов России, в частности Черного, Азовского и Каспийского моря.
Традиционно эта лодка, как и каяки, состояла из каркаса, выполненного из дерева или костей, обтянутого по всей площади шкурами моржа или тюленя. В верхней части предусмотрено от 1 до 4 люков, в которых размещаются гребцы. У байдарок может быть разная форма. Плоскодонные были предназначены для рек и озер. А с закругленным дном использовались для морского плавания.
Современная байдарка отличается от старой конструкции. Во-первых, применяются современные материалы для корпуса, деки и фартука. Есть конструкции, в которых используются надувные элементы. Во-вторых, встречаются 3-х местные, 4- местные и даже 6-местные. То есть вместимость больше, чем у каяков. В соответствии с Морским регистром байдаркой является судно, которое предназначено для плавания в камышовых зонах. На практике же эта лодка хорошо себя ведет и при волнении до 3-х баллов.
Байдарка используется в следующих сферах:
туризм;
спорт;
экстрим;
экспедиционная археологическая, геологическая и т. п. деятельность.
Байдарки бывают следующих типов: каркасные, надувные и каркасно-надувные.
К достоинствам этого типа лодок можно отнести:
наличие фартука и использование юбок, защищающих от брызг и попадания воды;
в байдарке удобно сидеть, так как есть сидения со спинкой, как и в каяке;
небольшой вес;
простота управления — легко и быстро осваивается, управление чисто интуитивное;
приличная вместимость — в туристическую байдарку в зависимости от модели может сесть от 1 до 4 человек, спортивные лодки могут вмещать даже больше 6 человек;
сравнительно большая грузоподъемность байдарок — можно легко вместить провизию, палатку и вещи на трех человек и необходимый скарб на пару-тройку дней.
Лодка при полной загрузке отличается хорошей устойчивостью, за счет смещения центра тяжести под воду. Именно байдарку предпочитают многие люди для отдыха на воде, причем не только взрослые, но и дети. Освоить управление может даже ребенок, и есть возможность размещения семьи из двух родителей и двух детей в одной лодке.
Что выбрать каяк, каноэ или байдарку?
Выбор — это всегда сложно. Тем более, что речь не только о типе лодки, например, каноэ или каяк, но и о конкретной модели, которых огромное множество. И разница порой очень существенная. Необходимо определиться с критериями, которым должно отвечать судно. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:
Цель — например, если вы планируете заниматься спортом, то для этого подойдут каяки или спортивные модели байдарок;
Где вы планируете плавать — от этого будет зависеть конструкция судна, для экстремальных сплавов с горных рек идеально подходят каяки, для спокойного путешествия и любования красотами природы лучше выбрать байдарку.
Сколько человек нужно будет размещать в судне — если один, то присмотритесь к каякам, если больше, то следует отдать предпочтение байдарке.
Еще один момент касается безопасности, а точнее вероятности переворота. В целом все эти маломерные суда являются безопасными, но если их сравнивать друг с другом, то вероятность переворота для новичков на:
каяке — 3−5%;
байдарке — 0,1−1,5%;
каноэ — 0,1%.
Для профессионалов риск перевернуться на любом типе лодки равен нулю. То есть риски в принципе минимальны, но, если рассматривать их в разрезе этих трех видов судов с точки зрения новичков, разница все же имеется. Все эти суда довольно устойчивы, но на большой воде поймать боковую волну все же опасно.
Подводя итог можно сказать следующее. Если вы хотите плавать в компании по рекам Подмосковья, любуясь красотой природы, то ваш выбор должен пасть на байдарку. Если вы хотите отправиться в горы или осуществить экстремальный сплав по бурной реке, единолично руководя судном, то лучшие в этой сфере каяки. Каноэ для условий России подходит плохо, если только для летних прогулок.
Еще один вариант, чтобы определиться со своим желаниями и предпочтениям, испытать в реальности судна — аренда байдарок или прокат каяков. Так можно получить профессиональный инструктаж и научиться гребле. А далее решать вам — регулярно арендовать судно или приобрести свое.